Как выполняется прокладка труб методом прокола: технические правила и советы специалистов

Содержание

    Если в процессе строительства требуется провести подземные коммуникации под обычной автомобильной трассой (или любым другим препятствием, которое сложно быстро демонтировать), резоннее воспользоваться прокладкой труб методом прокола. Ведь демонтаж дорожного полотна для подготовки штатной траншеи в этом случае будет затруднительным и затратным.

    Метод прокола – что это

    Метод прокола – это одна из разновидностей бестраншейной прокладке подземных коммуникаций. Такой способ актуален, если требуется уложить трубы диаметром до 150 мм. Их длина (между двумя рабочими котлованами) может достигать 50 м. Метод используется для монтажа канализационных, водопроводных и газовых магистралей.

    Он подходит, если трубопровод должен пройти под различными дорогами, небольшими зданиями или чтобы подвести его в подвалы, а также колодцы.

    Для обеспечения работ используется специальное насосно-домкратное оборудование, а также гидравлическая станция с гидроцилидром мощностью около 36 тонн.

    Сама буровая установка здесь имеет небольшие скосы. Благодаря этому существенно увеличивается производительность труда. Но из-за данной особенности головка в процессе своего движения постоянно отклоняется от намеченной траектории. В результате оператору установки требуется постоянно корректировать ее направление.

    Для проведения прокола подготавливают два котлована. Один из них стартовый (в нем и начинаются работы, связанные с проколом грунта). Другой – финишный. Здесь трубы «принимают». Это облегчает запуск бура и позволяет быстрее проложить готовые трубы.

    Не следует забывать, что коммуникации, проложенные под дорогами, испытывают дополнительное давление, связанное с движение транспорта. Поэтому, при необходимости, трубы сразу же помещают в грунт в защитных футлярах, которые, помимо всего прочего, защищают их от влажности и других неблагоприятных факторов внешней среды.

    Гидро- и вибропрокол, а также продавливание

    Компания «Строитель» не всегда осуществляет проколы помощью твердого бура. Например, при применении гидропрокола происходит с помощью водяной струи, которая подается под сильным давлением. Способ актуален для слабых песчаных грунтов. Он отличается своей скоростью. Однако длина такого отверстия ограничивается 30 метрами.

    Еще один вариант – использование для воздействия на грунт ударно-вибрационно-вдавливающих установок, которые формируют прокол путем вибрационного воздействия на почву. Протяженность такого отверстия может достигать 60 м. Диаметр – до 50 см.

    Продавливание, как и стандартный прокол, обеспечивается мощными домкратами. Однако сам процесс работ здесь намного проще и быстрее. Один из открытых концов трубы направляется в место прохождения будущей трассы. При движении во внутренней части накапливается грунт, который, после завершения проводки удаляется. Единственным недостатком этого способа является то, что здесь для нормальной работы домкратов требуется монтаж дополнительной упорной стенки, подкрепленной рамой. Также общая длина скважины здесь не может превышать 80 м.

    Основные преимущества

    Главная причина популярности такого метода прокладки подземных коммуникаций заключается в ряде его преимуществ. Например, проколы можно осуществлять в любое время года. Температура и тип грунта здесь также значения не имеют. Работы проводятся даже на участках с высоким уровнем залегания подземных вод (что невозможно при традиционном котлованном методе). Подача дополнительных растворов (например, бетонного) здесь не требуется.

    При работе используются компактные устройства. Это позволяет осуществлять монтаж даже в условиях труднодоступной местности или ограниченного пространства.

    Прокладка таким методом требует меньше времени, т.к. рабочим требуется подготовить только стартовый и финальный котлованы. При этом, даже если в них начинает скапливаться вода, отвести ее с помощью локальных устройств не составляет особого труда.

    Рабочим не требуется проводить уплотнение стенок траншеи. Ведь здесь оно происходит под воздействием физических сил. Обвалиться такой котлован просто не может.

    Как прокол выполняется на разных объектах

    То, насколько быстро будет выполнен прокол, зависит только от специфики объекта, под которым он выполняется. Например. Если трубы нужно провести под железной дорогой, то рабочим сначала потребуется получить разрешения от ряда служб. После этого составляются договора по техническому надзору. Затем оформляется страховка. При этом руководство самой железной дороги имеет в любое время запросить документацию, касающуюся проведения работ или лично проверить ход их выполнения.

    В городских условиях все намного проще. Сказывается то, что проколы здесь намного востребованнее. Особенно, когда речь идет о прокладке коммуникаций под объектами исторического наследия и автомобильными дорогами. Ведь при применении этого метода городским властям не требуется демонтировать памятники архитектуры или останавливать движение по участку трассы.

    Альтернативные варианты

    Прокол – это не единственный способ бестраншейного проведения коммуникаций в толще грунта. Здесь существует и ряд альтернативных методов, которые в ряде случаев могут оказаться более продуктивными.

    Например, наклонно-направленное бурение (известное также как горизонтальное), осуществляется непосредственно с поверхности земли. Соответственно, здесь не требуется подготовка стартового и финального котлована, что существенно ускоряет ход работ. Правда и отверстия в грунте здесь приходится делать несколько больше, чем фактически необходимый диаметр труб. Однако расширение их происходит в несколько этапов. Здесь сначала подготавливается бентонитовый раствор. Он смешивается с поступающим грунтом. Это обеспечивает его легкий выход из канала ствола.

    Также раствор выступает в качестве охладителя рабочих частей инструментов. При этом на стенках шахты образуется плотный слой. Он защищает их от разрушения. Чтобы откачать сам бентонитовый раствор применяют илосос. На выходе получается аккуратная чистая скважина с плотными стенками, которые не обваливаются даже при значительном внешнем механическом воздействии.

    Главное достоинство такого метода в том, что он позволяет осуществлять проводку труб на дистанцию до 1 км при диаметре до 120 см.

    Перед таким бурением производят расчет траектории движения. Строителям важно постоянно знать фактическое местоположение бура (от этого зависит качества работ). Поэтому здесь применяется дополнительное оборудование. Сам бур может двигаться под углом до 36 градусов по отношению к поверхности почвы.

    Еще одна альтернатива проколу – бурошнековое бурение. Для ее осуществления применяется специальная гидравлическая установка. Принцип ее работы во много схож с домкратом. Также как при классическом проколе здесь сначала подготавливают два котлована: стартовый и финишный. В первый помещают гидравлическую установку. Она вращает шнек и продавливает трубы. При этом удаляется грунт. Получается стандартная скважина. На финальном этапе подготавливают укрепляющие футляры. Длина одного такого «прокола» может достигать 100 м, а диаметр – 172 см. Однако здесь все зависит от типа грунта.

    Есть также и микротоннелирование. Здесь прокладка места под проведение коммуникаций осуществляется с помощью специально щита. Он перемещается по скважине с помощью домкратной станции, стенки которой сразу же укрепляются железобетонными конструкциями. Метод во многом схож с тем, как прокладывают метро, только в меньших масштабах. Длина одной скважины здесь не превышает 500 метров.

    Как выбрать подходящий способ

    В основном это делают еще на этапе проектирования объекта, исходя из конкретных условий местности. При этом следует учитывать:

    • предполагаемую длину коммуникации на участке;

    • необходимый диаметр трубы (или футляра, если его создание необходимо из-за особенностей грунта);

    • глубину заглубления;

    • материал самих коммуникаций;

    • тип системы;

    • наличие/отсутствие нормальных подъездных путей к объекту;

    • уровень залегания подземных вод;

    • место расположения коммуникаций, установленных ранее.

    В процессе строительства первоначальный проект может изменяться. Ведь при бурении нередко обнаруживаются не учтенные ранее факторы (например, проложенные, но не отмеченные на плане кабели или трубы). Поэтому, нередко строители применяют на одном участке несколько способов бестраншейной прокладки коммуникаций.

    Выводы

    Управляемый прокол – это один из наиболее бюджетных и быстрых методов бестраншейного монтажа систем. Основная его задача – обеспечить прокладку коммуникации под дорожным полотном или объектом недвижимости. Оказать помощью в организации качественного прокола может компания «Строитель», которая уже много лет занимается подобными работами.

    Яндекс.Метрика
    Сайт разработан в студии MakeArt